Анри Шарьер, невинно осужденный за убийство, получает прозвище Мотыльек благодаря своему стремлению к свободе и неоднократным побегам. Во Французской Гвиане он знакомится с Дега, бывшим фальшивомонетчиком. Оба уже стары и больны, но жажда свободы толкает их на новый побег. Теперь им предстоит либо навсегда освободиться, либо вернуться в тюрьму.
Фильм снят по мотивам романа Анри Шарьера «Мотылёк» (Papillon, 1969).
Для Стива МакКуина это была уже вторая тюремная драма, в которой он сыграл героя-беглеца: первой был фильм «Большой побег» (1963).
В романе Луи Дега — второстепенный персонаж, остающийся за пределами сюжета уже в первой половине книги. В фильме же Дега стал одним из главных героев.
Создавая образ Луи Дега, Дастин Хоффман вдохновлялся образом соавтора сценария фильма Далтона Трамбо. Особенно это касается отчужденности и застенчивости легендарного сценариста, которые поразили Хоффмана при личном знакомстве.
Чтобы нормально видеть сквозь толстые стекла очков своего героя, Дастину Хоффману пришлось носить специальные контактные линзы.
Документально засвидетельствовано, что Анри Шарьер был заключен в тюрьму Сан-Лоран и, возможно, сбежал оттуда, однако он никогда не был в заключении на знаменитом острове Дьявола, хотя тюремное поселение на этом острове действительно существовало.
И книга, и фильм представляют берега острова Дьявола как сплошные высокие скалы. На самом деле берега острова Дьявола (ныне известного как остров Спасения) действительно скалистые, но пологие.
Когда Мотылёк первый раз попадает в карцер, его кусает летучая мышь-вампир. Рана, оставленная ею, выглядит как два маленьких отверстия, из которых сочится кровь, — точь-в-точь как в фильмах о вампирах. Летучие мыши-вампиры, хоть и пьют кровь, действуют при этом иначе. Подлетев к спящему живому существу, летучая мышь-вампир не кусает жертву клыками, которых у рукокрылых нет, а срезает у жертвы маленький кусочек кожи острыми резцами, после чего шершавым языком углубляет ранку. Слюна нетопырей содержит вещество, которое оказывает обезболивающий эффект, а также препятствует свертываемости крови. После этого летучие мыши парят над жертвой, слизывая капли крови, которые сочатся из ранки.
В финальных кадрах, когда Анри Шарьер плывет на мешке с кокосами, сквозь воду можно разглядеть водолаза в синих шортах и ластах, который придерживает мешок под водой.