Джузеппе Бальзамо, известный в Италии маг и аферист, привлекает внимание своей славой за пределами родины и получает приглашение в Россию XVIII века. Здесь его ожидают великолепные дворцовые убранства и общество, готовое поверить в любые чудеса. Однако вскоре после проведения магического ритуала, который заканчивается полным провалом, Бальзамо оказывается разоблачённым. Разоблачение его как шарлатана во время обряда, организованного местным графом-энтузиастом, вызывает скандал. Вынужденный бежать от гнева аристократии, Бальзамо начинает серию удивительных и опасных приключений, пытаясь избежать неминуемой ответственности и сохранить свою свободу.
Фильм является вольной экранизацией повести Алексея Толстого «Граф Калиостро».
Во время съёмок Нодар Мгалоблишвили сломал ногу, но замену актёру искать не стали, и он продолжил сниматься, хотя его нога была в гипсе.
Каменная статуя Галатеи, которую оживлял Калиостро, неоднократно появлялась в других советских лентах: «Бег», «Служебный роман», «Старый Новый год», «Вечерний лабиринт», «Васса».
В фильме периодически попадают в кадр стога характерной формы, остающиеся после уборки зерновых комбайнами.
Во время сеанса ясновидения в Петербурге русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны. Предыдущая русско-турецкая война закончилась в 1774 году – за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя.
Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году – через сорок два года после описываемых в фильме событий.
В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан. Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году – через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.