В лесной чаще обнаружено тело мужчины, а его жена, оставшись в живых, становится ключевым свидетелем в деле о жестоком преступлении. Расследование приводит к четырем свидетельским показаниям, каждое из которых рисует свою картину событий. Непреклонный детектив пытается разгадать запутанную сеть лжи и обмана, где каждый из свидетелей, похоже, имеет собственные причины скрывать правду. По мере того, как детали происшествия всплывают одна за другой, становится ясно, что каждый из участников этой драмы несет на себе вину, и истина оказывается не такой уж очевидной. В этом таинственном процессе поиска правды, зритель остается один на один с фундаментальным вопросом: можно ли вообще доверять человеческому слову?
Фильм снят по произведениям Рюносукэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». У первого он позаимствовал место действия, название и общую атмосферу, сюжет взят из второго рассказа.
В сцене у ворот Расёмон Куросава никак не мог добиться того, чтобы дождь был виден не только на переднем плане, но и в глубине, где он сливался с серыми декорациями. Поэтому в воду дождевых машин подмешали чернила, после чего дождь стал контрастен. Чернила можно увидеть в заключительном дубле: они попали на лицо уходящего лесоруба.
Куросава сказал Тосиро Мифунэ, чтобы тот позаимствовал пластику своего героя из дикой природы, скажем, у льва. С тех пор Мифунэ исполнял практически ту же самую «львиную» роль ещё несколько раз, увековечив себя именно этой пластикой.
Во время съёмок к Акире Куросаве подошла делегация участников съёмок, открыв перед ним сценарий и спросив «что вообще всё это значит». Ответ Куросавы вошёл в историю: он сказал, что этот фильм — отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл.
Считается, что именно в этом фильме впервые камера была направлена прямо на солнце, показывая его в движении сквозь листья. Куросава сам какое-то время утверждал, что именно оператор Кадзуо Миягава изобрёл этот приём, хотя позже отказался от этого утверждения.
Даже в полдень в лесу, где проводились съёмки, стояла мгла. Поэтому Куросава и оператор Кадзуо Миягава использовали большое гримёрное зеркало, которым они отражали солнечный свет, направляя его на снимаемый объект.