Среда восьмидесятых охвачена вихрем войны в Афганистане. В сердце хаоса девушка, решившаяся на беззаботную поездку на дискотеку, оказывается в эпицентре национальной трагедии. Её жених, отправившийся на службу, возвращается домой, увы, безжизненным "грузом 200", в стране, где даже во время отпусков никто не занимается похоронами павших. Самолеты, в одну сторону привозящие тела, в другую увозят новые ряды молодых солдат. На фоне этого безумия разворачивается калейдоскоп насилия и убийств, а государство, погруженное в коррупцию, не предлагает никакой защиты. Главная героиня оказывается прикованной к трупу своего жениха, в то время как её насилует алкоголик; тот в свою очередь становится жертвой еще более жестокого милиционера. В мире, где закон не работает, она ищет спасение. Но есть ли выход из этого замкнутого круга ужасов?
Главные роли писались специально под Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. Оба актера отказались после прочтения сценария. Сергей Маковецкий посоветовал режиссеру картины Алексею Балабанову вообще отказаться от съемок этого фильма.
От съёмок в фильме отказался Кирилл Пирогов.
В конце фильма и в титрах звучит песня «Время есть, а денег нет» группы «Кино». Причём, в кадре группа (изображаемая актёрами) показана выступающей на сцене, но за кадром звучит студийная версия песни 1982 года.
Съёмки картины проходили в окрестностях Выборга и в Череповце. Кроме того, часть материала пришлось отснять в студийных павильонах Санкт-Петербурга.
Двумя основными песнями, несколько раз звучащими в фильме, являются Ариэль (ВИА) — В краю магнолий и Юрий Лоза — Плот.
Сюжету «Груза 200» больше десяти лет. Алексей Балабанов поделился им с продюсером картины Сергеем Сельяновым еще при знакомстве на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
«Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
Фильм официально не рекомендован к показу на российских телеканалах.
«Груз 200» стал первым российским фильмом, выпущенным не только на пленке, но и на цифровых носителях для кинотеатров, отличающихся более высоким качеством изображения.
В сцене расстрела Алексея используется пистолет Макарова со спусковой скобой, имеющей прямую форму. Но такие пистолеты появились лишь в 1995 году в связи с упрощением технологии изготовления. До этого времени скоба имела фигурную форму.